Класс — это маленькая модель большого мира

Что доuchitel_3лжен делать педагог, когда ему дают классное руководство?
Организовать дежурство учеников по школе, проследить, чтобы им выдали учебники, проводить родительские собрания. Есть еще ряд обязанностей. А остальное — некая сверхидея (если она у него есть). Деятельность классного руководителя многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству классным коллективом.

Наша классная жизнь здесьhttp://youtu.be/44Xs9ByqbJw

Когда я стала классным руководителем у меня были идеалистические представления о классном руководстве. Я решила: нужно сделать так, чтобы все дети подружились и им было вместе интересно. Но в реальной жизни все полюбить друг друга не могут: класс — это маленький социум, в котором есть бедные и богатые, добрые и злые,  лидеры и те, кто готов подстроиться… Именно это и делает возможной социальную адаптацию ребенка в школе. Класс — маленькая модель большого мира.

Я поняла, что классный руководитель должен быть организатором ученического коллектива класса, хорошо знать учащихся, условия их жизни, особенности характеров, их интересы и склонности, и с учетом этого проводить разностороннюю работу по решению учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой. Классный руководитель — это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в усвоении культуры, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, IMG_1052создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации.

Для себя я выделила пять принципов классного руководителя:

Принцип первый: добровольно и радостно отдавать ученикам свое духовное богатство. Увлечения классного руководителя, например, наукой, музыкой, театром, — отличный образец для ребят, основа сотрудничества с ними.
 
Принцип второй: узнать своих учеников. «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его — тоже во всех отношениях». Эта мысль К. Д. Ушинского не потеряла своей актуальности. Что же конкретно является предметом познания в личности? В широком плане личность — это интегральная целостность биогенных, социогенных и психогенных характеристик. Она складывается из характера и воли, мышления и внимания, темперамента и склонностей, памяти и восприятия, интересов и убеждений. На развитие личности влияет наследственность, среда, деятельность. Обладая такими сведениями о каждом своем ученике, приобретаешь шанс избежать ошибок в воспитании.
Принцип третий: уметь профессионально разрешать конфликтные ситуации. Конфликтов не избежать. Они возникают при взаимодействии классного руководителя и учащихся, учащихся между собой, классного руководителя и родителей. Пути разрешения конфликта: налаживание взаимопонимания и устранение недоразумений — методом эмпатии, методом логического анализа. Существуют еще и игровые методы. В частности, при работе со старшеклассниками можно применять деловые психологические игры. Но чтобы быть успешным в этом, классный руководитель должен открыть в себе игровое начало — способность и желание играть. Метод эмпатии — это универсальный способ разрешения конфликтов. Он подразумевает «вхождение» в личностный мир другого и пребывание в нем «как дома».
Принцип четвертый: дружба — понятие круглосуточное. «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира» — говорил наш замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский, и эти слова по-прежнему актуальны. Готов ли ты по первому зову своего ученика поспешить ему на помощь? Готов ли быть для каждого из них самым надежным другом?
Принцип пятый: стараться задействовать своих учеников так, чтобы у них не оставалось времени для безделья.
Источник: psychology-msk.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *