Мастер класс «Давайте познакомимся!»

«Здравствуйте, давайте познакомимся!» — так мы начинаем работу в кажIMG_2864дом новом классе, в каждой новой группе. А так ли важно быть знакомыми и сводится ли знакомство к представлению по имени? Уважаемые коллеги, предлагаю Вам поучаствовать в мастер — классе по теме «Возможности проективных методов на этапе знакомства с группой».

Мы с вами знаем  что проективные методы — это группа методов психологического исследования личности, основным механизмом которого является символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир. Цель использования таких методов на моих занятиях – это знакомство друг с другом, создание условий для поиска единомышленников, формирование чувства принадлежности к группе, развитие творческих способностей, воспитание доброжелательного отношения друг к другу. На заданный мной вопрос: «У вас есть друг?» — я почти всегда получаю утвердительный ответ. Однако следующий вопрос: «Скажите, какая игра (книга, цвет, блюдо) у вашего друга любимая?» — зачастую приводит детей в замешательство. Да что там друзья, иногда и родители с детьми не знают пристрастий друг друга. Сколько же занятий нужно провести, чтобы с уверенностью сказать: «Мы знакомы». Я считаю, что занятий на знакомство много не бывает. Мы постоянно узнаём друг о друге что-то новое, постоянно находим точки соприкосновения, ниточки друг к другу. И наши интересы, увлечения могут послужить такими связующими нитями. Хочу рассказать вам о таких занятиях. Проводить их можно как с детьми,  так и с взрослыми, как знакомыми друг с другом, так и с впервые увидевшими друг друга. Сегодня, на нашем мастер – классе, мы приоткроем завесу тайны над нашими увлечениями. Процедура работы проста: в Ваших файлах есть бланк – картинка, рассмотрите её… Это комната. И не просто комната, а комната наших интересов. Сейчас мы возьмём цветные ручки и карандаши, и пока звучит музыка, будем заполнять её. Рассмотрите всё:

Книжная полка – это наши книжные пристрастия. Напишите названия ваших любимых книг на форзацах, или нарисуйте лицевую часть книги, которая имеет для вас огромное значение.

Письменный стол – наши учебные пристрастия. Учебник по какому предмету лежит на столе? Подпишите их так, чтобы стало понятно, какой учебный предмет у вас самый любимый, какому предмету вы отдаёте предпочтение.

Компьютер – это показатель технических влечений. Какая программа, или какая игра, или какой сайт у вас самый любимый?

За окном нарисуйте ваше любимое время года. Может быть, Вам захочется нарисовать на подоконнике цветочный горшок – растительные пристрастия. Есть ли у вас любимые цветы? Нарисуйте.

Телевизор – есть ли у вас любимая телепередача? Какая? Пора подумать об обеде – на обеденном столе расположите ваши любимые блюда.

Магнитофон – напишите названия группы, имена музыкантов, исполнителей, которые вам особенно нравятся.

Свободная тумбочка – возможно в комнате вам чего-то не хватает (например, аквариума, лампы).

Диван – кого из своих близких, друзей вы хотели бы видеть в этой комнате? Ковёр – рисунок этого ковра составляют слова, словосочетания и предложения, которые являются для вас любимыми, которые вы используете с удовольствием, чаще остальных.

Цвет стен – в комнате, с какими обоями, или стенами какого цвета вам будет комфортнее всего?

Зеркало – нарисуйте  в нём ваше символическое отражение.IMG_3844

После завершения творческой работы, на наших занятиях мы начинаем поэтапно знакомиться. Вариантов тоже может быть несколько: если позволяет пространство, дети начинают свободно передвигаться, и находят тех, кто имеет такие же интересы и пристрастия, как и они. И когда обнаруживают, то образуют группу и обращаются друг к другу со словами «Вот это да!» (практика моей работы показывает, что без подобного возгласа данный этап теряет свою привлекательность для детей). Дети сами объединяются по разным категориям: музыкальным или учебным пристрастиям, книгам или блюдам, и.д. После того как участники объединились в группы, можно переходить к завершению занятия. Обязательно нужно проговорить: какую группу единомышленников они запомнили? В какой группе им было комфортнее всего? Какую группу им бы хотелось еще создать? После занятия я предлагаю оставить все работы детей в Папке классного руководителя, если же они согласны. А через несколько лет повторить эту методику. Детям самим очень интересно сравнивать, чем они интересовались раньше. Повторное проведение через несколько лет вызывает бурные положительные эмоции. И, конечно же, самое главное – эта «комната интересов» является большим источником информации для работы классного руководителя. Методика позволяет выявлять и социометрические статусы, и помогает объединять детей по интересам, поможет организовать воспитательное мероприятие исходя из интересов детей, сигнал о негативной информации, сигнал о некоторой негативной составляющей в отношении ребёнка с окружающим миром (принадлежность к неформальным группам, ) В случае, когда передвижение по комнате невозможно, я организую процедуру следующим образом: разбейте по парам, и в парах найдите то, что вас объединяет, потом в четверки, потом восьмёрки и т.д. Сначала дети зачитывают то что их объединяет, а потом проговаривают что они узнали друг о друге нового, что их удивило, что порадовало.

 

Удачи!

Один комментарий на “Мастер класс «Давайте познакомимся!»

  1. Спасибо за материал. Очень познавательный для педагогов. Ваша работа заслуживает уважения

Добавить комментарий для Людмила Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *